Президент России Правительство России Сервер органов государственной власти Российской Федерации Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Госуслуги


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Михайловского муниципального образования от 01.06.2012 года № 48/1 город Михайловск Об обеспечении мер безопасности в местах массового скопления людей на территории Михайловского муниципального образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Администрации Михайловского  муниципального  образования

_________________________________________________________
от 01.06.2012 года  №  48/1
город Михайловск

Об обеспечении мер безопасности в местах массового скопления людей на территории Михайловского муниципального образования

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействию терроризму", Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года,  в целях снижения рисков при возможных террористических проявлениях в местах массового скопления людей на территории Михайловского муниципального образования, руководствуясь статьями 27,  30 Устава Михайловского муниципального образования
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать руководителям объектов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, директорам муниципальных учреждений культуры, спорта и молодежной политики Михайловского муниципального образования выполнить:
1.1. назначить своим приказом лицо, ответственное за выполнение мероприятий по антитеррористической защите подведомственного предприятия (организации) из числа заместителей руководителя, разработать Инструкцию ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности (образец прилагается).
1.2. обеспечить размещение информационных материалов антитеррористического содержания на стендах, экранах и т.д.
1.3. организовать распространение Памяток населению среди сотрудников и посетителей (образец прилагается).
1.4. ежеквартально в срок до 5 числа первого месяца квартала представлять информацию о выполненных мероприятиях в антитеррористическую комиссию Михайловского муниципального образования.
2. Рекомендовать руководителям организаций транспортной инфраструктуры (ИП Зубков В.Б., ООО «МИХавто» Пузаков В.Н., филиал СОГУ Автовокзал Слесаревой Е.А.) 2.1. обеспечить размещение информационных материалов антитеррористического содержания на подведомственных учреждениях и в транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров;
2.2. разработать Инструкцию в соответствии с прилагаемыми рекомендациями о порядке поведения при угрозе или совершении террористического акта.
2.3. ежеквартально в срок до 5 числа первого месяца квартала представлять информацию о выполненных мероприятиях в антитеррористическую комиссию Михайловского муниципального образования.
3. Опубликовать настоящее  Постановление в Михайловском муниципальном вестнике и разместить на официальном сайте администрации Михайловского муниципального образования в сети интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Михайловского муниципального образования Зимину В.В.

Глава Михайловского муниципального образования                                       С.О.Воробьёв
Приложение N 1
к Постановлению администрации
Михайловского муниципального образования
от 01.06.2012 года № 48

ОБРАЗЕЦ

 

Согласовано                                                            Утверждаю
Начальник ОВД                                                      Руководитель предприятия (учреждения)
____________________ Ф.И.О.                             ______________________________ Ф.И.О.
"____" _____________ 20___ г.                              "____" ________________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА ПРЕДПРИЯТИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ) ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящей инструкцией устанавливаются права и обязанности ответственного лица предприятия (организации) за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта.
Назначение ответственного лица за выполнение мероприятий по антитеррористической защите осуществляется приказом руководителя предприятия (организации), как правило, из числа своих заместителей, по возможности из лиц, имеющих высшее профессиональное образование, опыт руководящей работы.
Ответственное лицо за выполнение мероприятий по антитеррористической защите должен изучить и знать:
- требования Конституции РФ, законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, законодательства Свердловской области, постановлений и распоряжений Правительства, Свердловской области, решений Совета безопасности и антитеррористической комиссии в Свердловской области, НПА ОМСУ Михайловского муниципального образования,  а также иных правовых актов, норм и требований по вопросам организации общественной безопасности и антитеррористической защиты предприятий (организаций);
- основы административного, трудового и хозяйственного законодательства, правила и нормы охраны труда, пожарной и электрической безопасности в части организации безопасного функционирования предприятия (организации);
- порядок обеспечения гражданской обороны, противопожарной защиты и рациональных действий персонала предприятия (организации) в чрезвычайных ситуациях;
- особенности обстановки в окружении предприятия (организации), требования по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта;
- порядок осуществления контрольно-пропускного режима;
- правила внутреннего распорядка на предприятии (организации);
- основы ведения делопроизводства и владения компьютерной техникой на уровне персонального пользователя.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
На ответственное лицо за выполнение мероприятий по антитеррористической защите возлагаются следующие обязанности:
- организация работы по обеспечению безопасности производственных процессов, при проведении на предприятии (организации) массовых мероприятий;
- взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел, другими органами и организациями, находящимися на территории Михайловского муниципального образования по вопросам обеспечения общественной безопасности и антитеррористической деятельности на предприятии (организации);
- организация и обеспечение охранной деятельности и контрольно-пропускного режима на территории предприятия (организации);
- внесение предложений руководителю предприятия (организации) по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защищенности объекта;
- разработка, в рамках своей компетенции, документов и инструкций по действиям должностных лиц и персонала предприятия (организации) в чрезвычайных и экстремальных ситуациях;
- принятие необходимых мер по оснащению предприятия (организации) техническими средствами безопасности и обеспечение их нормального функционирования;
- организация работы предприятия (организации) при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- разработка планирующей и отчетной документации по вопросам безопасности и антитеррористической защищенности предприятия (организации);
- организация и проведение с персоналом занятий и тренировок по противопожарной безопасности, действиям по сигналам гражданской обороны и при угрозе совершения террористического акта;
- размещение наглядной агитации по антитеррористической защите объекта и персонала, справочной документации по способам и средствам экстренной связи с правоохранительными органами, аварийными службами ЖКХ, другими органами и организациями, находящимися на территории Михайловского муниципального образования по вопросам обеспечения общественной безопасности и антитеррористической деятельности на предприятии (организации);
- контроль за соблюдением установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня, условий содержания в безопасном состоянии помещений предприятия (организации);
- подготовка планов мероприятий, проектов приказов и распоряжений руководителя предприятия (организации) по вопросам безопасности и антитеррористической защищенности;
- рассмотрение обращений, ведение приема граждан и принятие по ним решений в установленном законодательством порядке, в рамках своих прав и должностных обязанностей;
- организация мероприятий по устранению причин и условий, способствующих умышленному повреждению или порчи имущества и оборудования предприятия (организации), техногенным авариям и происшествиям;
- обеспечение контроля за правомерным и безопасным использованием помещений предприятия (организации), сдаваемых в аренду, проведением ремонтных и строительных работ, в том числе на предмет выявления фактов возможной подготовки террористических актов;
- взаимодействие с общественностью по вопросам обеспечения общественного порядка, безопасности и антитеррористической защищенности предприятия (организации);
3. ПРАВА
Ответственное лицо за выполнение мероприятий по антитеррористической защите имеет право:
- участвовать в подготовке проектов приказов и распоряжений руководителя по
вопросам обеспечения общественной безопасности и антитеррористической защиты
предприятия (организации);
- распоряжаться вверенным ему имуществом, инвентарем, иными материально-техническими средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами;
- подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;
- инициировать и проводить совещания по вопросам антитеррористической защиты предприятия (организации), обеспечения общественной безопасности на объекте;
- запрашивать и получать от руководства и сотрудников предприятия (организации) необходимую информацию и документы по вопросам обеспечения общественной безопасности и антитеррористической защиты объекта;
- проводить проверки своевременности и качества исполнения поручений по вопросам общественной безопасности и антитеррористической защиты объекта;
- требовать прекращения работ в случае нарушения установленных норм и требований, правил и инструкций по безопасности, давать указания по устранению выявленных нарушений;
- отдавать распоряжения сотрудникам, по вопросам обеспечения антитеррористической защиты, выполнения требований по обеспечению правопорядка, установленных правил техники безопасности;
- в установленном порядке вносить дополнения, изменения в инструкции по мерам безопасности, использованию оборудования и помещений;
- проводить проверки состояния внутриобъектового режима охраны, функционирования и выполнения установленного распорядка;
- принимать решения по вопросам организации и проведения мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, гражданской обороны, согласуя их с руководителем предприятия (организации);
- по поручению руководителя предприятия (организации) представительствовать в различных органах и организациях по вопросам, входящим в его компетенцию.

 

 

Ознакомлен:
Ответственный за выполнение мероприятий
по антитеррористической защите предприятия (организации)
________________________________________ Ф.И.О.

"___" ________________ 20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2
к Постановлению администрации
Михайловского муниципального образования
от 01.06.2012 года № 48

ОБРАЗЕЦ

ПАМЯТКА
ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Общие рекомендации:
- обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи;
- сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов;
- никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра;
- всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения;
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством: в последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?
Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;
- зафиксируйте время обнаружения предмета;
- постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем);
- помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.
Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.
Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.
Поведение в толпе:
- избегайте больших скоплений людей;
- не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события;
- если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из нее;
- глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена;
- стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками;
- любыми способами старайтесь удержаться на ногах;
- не держите руки в карманах;
- двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки;
- если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа;
- если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять;
- если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами;
- если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок;
- попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним;
- легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода;
- при возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию;
Не присоединяйтесь к митингующим "ради интереса".
Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей.
Захват в заложники:
Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.
Во всех случаях ваша жизнь становиться предметом торга для террористов.
Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.
Если вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов:
- не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
- будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок;
- переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;
- не пытайтесь оказывать сопротивление, не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну;
- если вас заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляйтесь;
- если с вами находятся дети, найдите для них безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности находитесь рядом с ними;
- при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерики и паники;
- в случае когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения.
ПОМНИТЕ: ВАША ЦЕЛЬ - ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ!
Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:
- лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
- ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
- если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

 

Телефоны для подачи информации:    67210,   67230.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение N 3
к Постановлению администрации
Михайловского муниципального образования
от 01.06.2012 года № 48

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

С учетом высокой террористической уязвимости объектов пассажирского автотранспорта практически всему персоналу автотранспортного предприятия необходимо иметь представление о признаках подготовки террористических актов на объектах автотранспорта.
Основными из них и могущими стать заметными для сотрудника автотранспортного предприятия (из числа ИТС, диспетчеров, контролеров, механиков, водителей, то есть лиц, не обладающих специальной оперативной подготовкой) являются:
- появление в окружении объектов транспорта, в том числе с массовым скоплением людей лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки, повышенный или слабо мотивированный интерес к определенным аспектам в деятельности объекта;
- неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото- и видеосъемки, составление планов, схем и т.д.;
- изучение маршрутов и графиков передвижения нарядов ППС, ДПС и ведомственной охраны в районе планируемой акции;
- необоснованное вступление в контакт с сотрудниками объектов и его охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т.д.;
- проникновение в технические помещения структурных объектов транспорта (подвалы, чердаки многоэтажных зданий) лиц, не имеющих отношения к обслуживанию указанных объектов;
- использование документов и формы работников транспорта, дающих право прохода на территории объектов транспорта, пунктов управления, посадки в транспортные средства;
- преднамеренное оставление вещей в местах сосредоточения пассажиров, в т.ч. и в самом транспортом средстве.
Не менее значимым для выявления потенциальных террористов является знание признаков поведения террористов в пассажиропотоке:
- внимательное изучение обстановки на объекте транспорта, стремление уклониться от контакта с нарядами из сотрудников милиции или военного патруля;
- уклонение различными способами от досмотров (проверки документов) при посадке в транспортные средства;
- нежелание приобретать проездные документы на транспорт в установленном порядке, т.е. по документам, удостоверяющим личность с намерением осуществить посадку в транспортное средство по договоренности с проводником вагона, выдачей билета начальником поезда, посадочным контролером или водителем автобуса;
- посадка и высадка из транспортных средств позднее пункта отправления и ранее пункта назначения.
Выбор для посадки/высадки малолюдных станций (остановочных пунктов), населенных пунктов:
- полное отсутствие багажа;
- нервозность без видимых причин при посадке в транспортное средство или при проведении досмотра ручной клади;
- сдача в камеру хранения вещей одним лицом, а получение другим;
- неприбытие на посадку после сдачи вещей в багаж, незапланированная высадка на станции, не являющейся конечным пунктом назначения согласно проездному документу;
- нанесение во время движения транспортного средства различных пометок, условных обозначений на топографические карты, схемы и чертежи.
Террориста-смертника, использующего взрывное устройство типа "пояса шахида", демаскирует наличие подозрительных выпуклостей на теле, также взрывное устройство может быть замаскировано под бытовой предмет (сумку, магнитофон, детскую коляску, игрушку, малогабаритные продукты питания в промышленной упаковке и т.п.).
В процессе транспортировки взрывного устройства террорист будет стараться постоянно контролировать и периодически проверять его наличие, не допускать его случайного обнаружения посторонними людьми, не станет надолго покидать автобус.
Автовокзал, автостанция, особенно крупные, могут стать и объектом, где в качестве взрывного устройства могут быть использованы припаркованные транспортные средства. В этой связи их персоналу рекомендуется обращать внимание припаркованные вблизи вокзалов и станций автомобили прежде всего отечественных марок, имеющих неприглядный внешний вид, не имеющих номерных знаков, талонов о прохождении технического осмотра, стикеров страховых компаний. Демаскирующим признаком для потенциальных террористов может стать их необъяснимое замешательство, растерянность или испуг при внезапном появлении посторонних лиц во время загрузки транспортного средства.
Вероятны ситуации скрытого оставления террористами на территории автовокзала (ж/д вокзала) замаскированного взрывного устройства. В этой связи надо знать:
Свертки, коробки и прочая упаковка с взрывным устройством обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных предметов:
- сходство с предметами "военного" происхождения (мины, гранаты и т.д.);
- брикеты порошка серого, синего, белого цвета в смеси (в комплекте) с металлическими предметами, коробочками, проводками, батарейками и т.д.;
- наличие на новом конверте (коробке и т.д.) масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.;
- необычный запах (миндаля, марципана, жженой пластмассы и др.) совершенно не к месту и не по сезону;
- работа часового механизма (тиканье) в вещах, в автомобиле;
- особенно тщательную заделку тары, коробки и т.д., в том числе липкой лентой, бумажными полосками и т.д.;
- наличие антенны у предметов;
- самодельная не стандартная упаковка коробок, банок, сумок и т.д.
Следует иметь в виду, что взрывное устройство в виде сумки, кейса, коробки (предмета, который можно передвигать) может взрываться при попытке сдвинуть его с места, поднять или открыть. Главное отличие таких ловушек - появление их как бы не к месту и без хозяина. Кроме того, надо учитывать, что взрывное устройство может срабатывать при включении предметов бытовой техники, работающей от электрической сети, мобильных телефонов, носимых радиостанций.
Если обнаружено взрывное устройство:
При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:
Не курить.
Не пользоваться электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами, а также средствами связи (мобильные телефоны, носимые радиостанции).
Не трогать руками и не касаться с помощью других предметов.
Не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать.
Место обнаружения предмета немедленно покинуть, оповестив окружение и приняв меры к обеспечению охраны.
Незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы.
Если взрыв все же произошел, необходимо:
Упасть на пол, закрыв голову руками и поджав под себя ноги.
Как можно скорее покинуть это здание и помещение.
Рекомендации по обнаружению взрывного устройства в пассажирском автотранспорте:
Сначала провести внешний осмотр автобуса (маршрутного такси). Обойдите транспортное средство, проверьте внутреннюю поверхность крыльев колес, выхлопную трубу и днище бензобака. Ищите все подозрительное: любые провода, изоленту или другие предметы, прикрепленные к автобусу (такси). Осуществляйте более тщательную проверку автобуса (такси), если он (оно) находился без присмотра в течение длительного промежутка времени. Убедитесь, что на замках дверей и багажника нет следов взлома. Любые следы инструмента будут означать, что кто-то пытался проникнуть в автобус. Осмотрите салон автобуса через окна - нет ли там странных предметов или пакетов, которые могут выглядывать из-под сидений или панели приборов.
В соответствии с рекомендациями правоохранительных органов настораживающими признаками террористических актов должны служить следующие факты:
- автомобиль по неясным причинам изменил свое положение на стоянке, открыт дверной замок, но следы взлома отсутствуют;
- спущено одно из колес;
- приоткрыт капот или багажник;
- изменилось положение вещей (одежды), ранее оставленных в автомобиле;
- появление какой-то новой детали, предмета внутри или снаружи пассажирского автотранспортного средства, в помещении или на территории;
- остатки упаковочных или крепежных материалов, изоляционной ленты, обрезки проводов около транспортного средства или внутри салона;
- натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленные к любой части транспортного средства;
- появление электрических проводов, где их раньше не было и без видимой причины;
- бесхозные сумки, коробки, чемоданы, пакеты и другие "забытые вещи";
- оставленный "мусор": пакеты, упаковки в т.ч. из под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т.д.;
- неоднородности внешней среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т.д.), причем эти изменения произошли совершенно без видимых причин.
Помните:
- в автомобиле взрывное устройство может быть установлено на любой движущейся детали или на детали, через которую проходит электрический ток. Например, взрывные устройства могут быть подсоединены к зажиганию, фарам или внутреннему освещению. Они могут быть подсоединены сиденьям и дверям, срабатывать при повороте руля или при колебании транспортного средства;
- взрывные устройства могут быть приведены в действие при помощи дистанционного управления, портативной (носимой) радиостанции, пульта управления детской моделью самолета;
- взрывные устройства могут срабатывать от часового механизма или детонатора. Они могут устанавливаться в бензобак, рядом с переборкой салона, под крыльями или внутри подголовников сидений;
- взрывное устройство величиной с мыльницу вместе с детонатором, срабатывающим от колебаний, может быть установлено под бензобаком машины. Для этого террористу достаточно нескольких секунд, чтобы нагнуться под предлогом того, что у него развязался шнурок, вынуть бомбу из одежды и прикрепит ее на днище транспортного средства или под крыло;
- взрывные устройства, подключаемые к зажиганию, требуют гораздо больше времени для установки, поэтому это возможно только в том случае, если транспортное средство оставлено без присмотра в течение длительного промежутка времени.
При осмотр передней части необходимо проверить: внутреннюю часть бампера (особое внимание обращать на возможное крепление взрывного устройства при помощи клейкой ленты, магнитных приспособлений), полость радиатора, воздуховоды системы вентиляции, пространство между воздушным фильтром и карбюратором, пространство под аккумуляторной батареей и в самом аккумуляторе, декоративные колпаки колес, пространство за фарами в передних крыльях.
При осмотре задней части пассажирского автотранспорта необходимо проверить: запасное колесо, пространство под ковриками и декоративной отделкой, задние крылья и бампер, колпаки задних колес, бензобак (могут быть установлены ложные баки), наличие герметичных контейнеров, внутри бензобака, пространство под обшивкой задних дверей.
В багажном отделении внимательно осматривается его содержимое внутреннюю часть крышки багажного отделения (составные части).
При осмотре салона необходимо проверить: пространство за радиоприемником, верхнюю и боковые части перчаточного ящичка, воздуховоды системы вентиляции, ковер (особое внимание обращать на наличие вздутий, разрывов, швов), предметы в салоне, коврики (наличие полостей), пространство между сиденьями и спинками кресел, пространство под сиденьями (пружины), обивку дверей и потолка (с использованием фонаря и зеркала, полости в полу и подголовнике, консоль).
При осмотре спецмашин (автокраны, фургоны, автоцистерны) кроме вышеперечисленного проверяется машинное отделение, все загрузочные люки, кабина крановщика, подъемная стрела, ковши, шланги.
Эвакуационные мероприятия.
При возникновении угрозы взрыва на объекте пассажирского автотранспорта, как правило, возникает и необходимость в проведении мероприятий по эвакуации людей находящихся на объекте и персонала объекта. Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета похожего на взрывное устройство приведены в этой таблице:

ВУ или подозрительные предметы

Расстояние

Граната РГД-5

Не менее 50 м

Граната Ф-1

Не менее 200 м

Тротиловая шашка массой 200 гр

45 м

Тротиловая шашка массой 400 гр

55 м

Пивная банка 0,33 литра

60 м

Чемодан (кейс)

230 м

Дорожный чемодан

350 м

Автомобиль типа "Жигули"

460 м

Автомобиль типа "Волга"

580 м

Микроавтобус

920 м

Грузовая машина (фургон)

1240 м

Рекомендуемое поведение для сотрудников и пассажиров:
- получив сигнал (сообщение) о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте команды, тех кто руководит эвакуацией. Не допускайте паники, истерик и спешки. Помещение покидайте организованно. Окажите помощь в эвакуации пожилых и тяжело больных людей. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц. Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.
Рекомендуются следующие меры, чтобы избежать опасности или снизить возможный ущерб в случае теракта в пассажирском автотранспорте:
- стараться не спать во время движения транспортного средства;
- обращайте внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщайте водителю, дежурным по станции или милиционерам;
- если произошел взрыв или пожар, закройте рот и нос платком и ложитесь на пол салона, чтобы не задохнуться;
- одевайтесь нейтрально, неброско, избегайте военных цветов одежды и формы, большого количества украшений;
- не разговаривайте на политические темы, не читайте порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не стать оправданной мишенью для террористов;
- не употребляйте алкоголь;
- в случае захвата транспортного средства выполняйте все указания террористов, не смотрите им прямо в глаза;
- если вы чувствуете, что штурм неизбежен, старайтесь держаться подальше от окон, чтобы не мешать снайперам стрелять по террористам. При штурме главное лечь на пол и не шевелиться до завершения операции;
- ни в коем случае не подбирайте оружие, брошенное террористами - группа захвата может принять вас за одного из них.
Основные меры личной безопасности, которые необходимо соблюдать при передвижении на пассажирском автотранспорте:
- внимательно осмотрите салон, чтобы убедиться в отсутствие подозрительных предметов и личностей, а также запомните, где находятся экстренные выходы, огнетушитель;
- в общественном наземном транспорте лучше сидеть, таким образом, уменьшается вероятность поражения в случае взрыва, или при захвате автобуса террористами;
- надевайте на себя как можно меньше ювелирных украшений;
- имейте при себе мобильный телефон.
В случае захвата пассажирского автотранспортного средства террористами, эксперты советуют выбрать тактику пассивного сопротивления, не рисковать. При захвате необходимо:
- выполнять все указания террористов, определив для себя, кто из них наиболее опасен, отдать все вещи, которые требуют террористы;
- не смотреть в глаза террористам;
- осмотреться в поисках наиболее укромного места, где можно укрыться в случае стрельбы;
- если с вами ребенок, постараться быть все время с ним рядом, устроить его как можно более удобно и безопасно;
- не повышать голоса, не делать резких движений;
- не пытаться оказать сопротивление террористам, даже если вы уверены в успехе. В салоне может находиться их сообщник, который может взорвать бомбу;
- как можно меньше привлекать к себе внимание;
- не реагировать на провокационное и вызывающее поведение;
- прежде чем передвинуться или раскрыть сумку, спросить разрешения;
- при начале стрельбы лечь на пол и укрыться за сиденьем, не бежать никуда;
- если у вас есть компрометирующие документы - спрятать их;
- держать под рукой фотографии родных и детей.
Руководителям автотранспортных предприятий:
Рекомендуемые организационно-практические меры по профилактике
террористических угроз:
- организация эффективного пропускного и внутриобъектового режимов при входе и въезде на территорию объекта; - поддержание постоянных рабочих контактов с сотрудниками подразделения милиции;
- применение на объекте систем сигнализации, аудио и видеоконтроля, систем управления и контроля доступа на объекты, досмотровой техники (зеркала, стационарные и ручные металлодетекторы, детекторы паров взрывчатых веществ (ВВ), тепловизоры и др.);
- принятие мер по оборудованию автобусов междугороднего сообщения камерами видеонаблюдения за салоном, средствами навигации и связи с правоохранительными органами;
- выделение времени для осмотра на каждой остановке салонов автобусов междугороднего сообщения, включив эту задачу в функциональные обязанности водителей;
- размещение памяток водителям и пассажирам по действиям в условиях террористических угроз на автовокзалах и автостанциях, в пассажирских автотранспортных средствах;
- принятие мер по запрету водителям приема пакетов и свертков для передачи кому-либо по маршруту следования;
- принятие мер по запрету остановок автобусов междугороднего сообщения вне остановочных пунктов, в том числе у придорожных рынков, посадки-высадки пассажиров в пути следования;
- организация поочередного приема пищи водителями пассажирских междугородних автобусов таким образом, чтобы один из водителей постоянно находился в автобусе;
- принятие мер оборудованию на вокзалах специальных "зон" для посадки пассажиров, оснащению их необходимым оборудованием для контроля багажа и ручной клади, организации осмотров багажа совместно с кинологами;
- организация ежедневных обходов территорий объектов и осмотров мест сосредоточения опасных веществ для своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;
- организация периодических комиссионных проверок, имеющихся складских помещений;
- тщательная проверка сотрудников, принимаемых на работу;
- организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в условиях возможных террористических актов;
- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению;
- проведение регулярных инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера.
При обнаружении взрывного устройства или подозрительных предметов руководитель предприятия обязан обеспечить эвакуацию сотрудников на безопасное расстояние, а также организовать оцепление. Необходимо пресекать попытки самостоятельно разминировать взрывное устройство, или посмотреть на содержимое подозрительного предмета. Также необходимо немедленно поставить в известность правоохранительные органы.
Обнаруживших подозрительный предмет или взрывное устройство надо обязать дождаться прибытия оперативно-следственной группы. Для этого необходимо зафиксировать их личные данные. Помимо этого руководитель должен обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения взрывных устройств автомашин правоохранительных органов, скорой помощи, органов управления МЧС, служб эксплуатации.
В случае захвата заложников на предприятии все рекомендации, данные в абзаце "При захвате в заложники" сохраняют свою силу, однако должностным лицам надо учесть несколько факторов. Им следует, по возможности, незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы. Им нельзя вступать в переговоры с террористами по своей инициативе. По возможности надо выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Руководители предприятий не должны допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам. Должностное лицо должно оказать помощь сотрудникам МВД, ФСБ в получении интересующей их информации.

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБЪЕКТА АВТОПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

I. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЪЕКТА
(ЛИЦА, ЕГО ЗАМЕЩАЮЩЕГО), НАЧАЛЬНИКА СМЕНЫ (ДИСПЕТЧЕРА),
ВСЕГО ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТА ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС

1. Руководитель.
С получением сообщения об угрозе совершения террористического акта (возникновении ЧС), - обязан:
- оценить реальность угрозы для персонала и объекта в целом;
- уточнить у начальника смены (диспетчера), начальника караула (службы охраны) сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте или вблизи него;
- отдать распоряжение о доведении полученного сообщения до органов внутренних дел, руководителей соседних предприятий, усилении охраны объектов, приведении в готовность соответствующих формирований ГО;
- поставить задачу руководителям структурных подразделений (участков, цехов) на ограничение доступа посторонних лиц на свою территорию, обязать их немедленно докладывать при обнаружении подозрительных лиц (предметов) ему лично или через диспетчера;
- организовать немедленную эвакуацию персонала с угрожаемого участка (места) территории объекта, при невозможности определения конкретного участка (места) проведения террористического акта (ЧС) - со всего объекта;
- осуществлять контроль доведения сообщения об угрозе совершения террористического акта до органов МВД, ФСБ, МЧС;
- отдать распоряжение начальнику охраны объекта на пропуск спецподразделений ФСБ, МВД, МЧС и сопровождение их по территории объекта к месту вероятного поражения (очагу ЧС);
- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);
- при реальной угрозе проведения крупномасштабного террористического акта (ЧС) отдать распоряжение на вывод из работы (остановку) основного технологического оборудования, с последующей эвакуацией дежурной смены объекта;
- до прибытия сил, планируемых для участия в аварийно-спасательных и других неотложных работах, приступить к проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности рабочих и служащих;
- с прибытием оперативной группы органа внутренних дел доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;
- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов, обеспечить им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта (ЧС);
- осуществлять контроль за сбором и подготовкой формирований ГО к ликвидации возможных последствий террористического акта (ЧС), в первую очередь, обеспечить спасение и эвакуацию пострадавшего персонала, локализацию последствий ЧС;
- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию Михайловского муниципального образования.
2. Начальник смены (диспетчер).
С получением сообщения об угрозе проведения террористического акта (возникновения ЧС), - обязан:
2.1. При получении сообщения из официальных источников (правоохранительных органов и органов исполнительной власти):
- обратной связью проверить достоверность полученного сообщения;
- записать в журнале полученных и отданных распоряжений (сигналов) дату и время получения сообщения, от кого принято;
- по окончании разговора незамедлительно доложить о нем руководителю объекта или лицу, его замещающему.
2.2. При получении сообщения от анонимного источника по телефону:
- зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;
- включить звукозаписывающую аппаратуру, при ее наличии, либо подробно записать полученное сообщение, при этом необходимо как можно больше узнать о лице, передающем информацию, и обстоятельствах планируемых им действий;
- в ходе разговора постараться определить пол, примерный возраст звонившего и особенности его речи, а также присутствующий при разговоре звуковой фон (шумы, издаваемые транспортными средствами, аппаратурой, голосами людей и др.);
- попытаться получить от звонившего ответы на следующие вопросы:
а) куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?
б) выдвигаются ли им какие-либо требования, если выдвигаются, то какие?
в) как и когда с ним можно связаться?
г) кому вы должны сообщить об этом звонке?
в ходе разговора предложить звонившему соединить его с руководством объекта;
по окончании разговора незамедлительно доложить о нем руководителю объекта или лицу, его замещающему;
после доклада полученного сообщения руководителю объекта (лицу, его замещающему) надлежит:
а) довести сообщение об угрозе до органов внутренних дел;
б) оповестить руководящий состав объекта в соответствии с распоряжением руководителя объекта или по имеющимся спискам;
в) с разрешения руководителя объекта при реальной угрозе проведения террористического акта (ЧС) приступить к выводу из работы (остановке) основного технологического оборудования в соответствии с определенным регламентом, с последующей эвакуацией дежурной смены объекта;
г) исключить доступ посторонних лиц к узлам управления объекта, допуск сотрудников других подразделений осуществлять только с личного разрешения руководителя объекта или лица, его замещающего;
д) по прибытии на объект сотрудников правоохранительных органов подробно проинформировать их о содержании и обстоятельствах полученного сообщения и, в дальнейшем, выполнять их требования;
2.3. При получении сообщения в нерабочее время, выходные и праздничные дни:
- уточнить у начальника охраны, дежурного персонала участков (цехов) сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте или вблизи него;
- доложить о происшедшем руководителю объекта или лицу, его замещающему;
- довести поступившее сообщение, если оно получено из других источников, до органов внутренних дел;
- отдать распоряжение начальнику охраны на усиление охраны объекта и обеспечение беспрепятственного допуска сотрудников правоохранительных органов и подразделений МЧС;
- отдать распоряжение на немедленную эвакуацию дежурного персонала, не задействованного в обеспечении технологического процесса, с угрожаемого участка (места) территории объекта;
- до прибытия руководства объекта осуществлять контроль за выполнением мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объекта, руководить действиями дежурной смены и охраны;
- по прибытии руководства объекта доложить о ходе выполнения мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объекта, состоянии и режимах работы основного технологического оборудования и действовать по его указанию.
3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, - обязан:
- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечить своевременное оповещение персонала;
- организовать наблюдение за источником опасности и окружающей средой;
- поставить задачу командирам формирований гражданской обороны (ГО) на обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организовать выдвижение сил и средств ГО объекта к месту ЧС (минирования, взрыва и т.д.);
- организовать медицинскую помощь пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения, вывод персонала в безопасные места;
- обеспечить контроль за мерами безопасности при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организовать, при необходимости, радиационную и химическую разведку очага поражения;
- оповестить членов КЧС, обобщить и подготовить предложения по ликвидации (локализации) последствий ЧС;
- проконтролировать выполнение ранее отданных распоряжений, в первую очередь, об эвакуации дежурного персонала, не задействованного в обеспечении технологического процесса;
- вести учет прибывших сил и средств ГО и мест их работы, а также контролировать подготовку собственных формирований ГО;
- для организации взаимодействия и решения оперативных вопросов лично находиться в штабе гражданской обороны, контролировать своевременность представления докладов об обстановке и ходе работ по ликвидации ЧС или ее последствий, вести дежурную документацию;
- обеспечить непрерывное управление мероприятиями ГО.
4. Командиры (начальники) формирований ГО объекта.
С получением сигнала оповещения на приведение в готовность обязаны:
- объявить сбор своих формирований;
- осуществить их подготовку к действиям по предназначению;
- организовать получение средств индивидуальной защиты, инструмента;
- осуществить проверку и подготовку техники к применению. В зависимости от складывающейся обстановки, формирования ГО могут применяться как в полном составе, так и последовательно, по мере готовности отдельных групп и звеньев.
5. Персонал объекта обязан:
- при выходе на работу тщательно осматривать свои рабочие места (кабинеты, цеха, коммуникации, участки, подстанции, другие уязвимые для совершения актов терроризма места, а также подсобные помещения и т.д.) на предмет возможного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов - мин, снарядов, гранат, самодельных взрывных устройств - в сумках, дипломатах, свертках и т.д.;
- при обнаружении на территории объекта посторонних лиц совместно с представителями охранных структур принимать меры к их задержанию с последующим сообщением в подразделения органов внутренних дел. Особое внимание обращать на подозрительное поведение неизвестных лиц, наличие у них каких-либо предметов, свертков и т.д.;
- при появлении вблизи объекта вооруженных лиц незамедлительно ставить в известность своих руководителей и работников охраны для последующего информирования МВД;
- оставлять на хранение в течение рабочего дня в отведенных для этого помещениях сумки, чемоданы, кейсы, другие крупногабаритные вещи и предметы.

II. ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА ИЛИ
В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ НЕГО ПРЕДМЕТА,
ПОХОЖЕГО НА ВЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО

2.1. Руководитель.
С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, - обязан:
- оценить обстановку и полученную информацию;
- лично или через диспетчера сообщить в органы внутренних дел;
- при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, типы имеющихся АХОВ и возможные последствия в случае их выброса, другие детали, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;
- до прибытия оперативно-следственной группы дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета, не приближаться к нему, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксировать время его обнаружения;
- собрать членов КЧС;
- организовать на безопасном расстоянии (не менее 300 м) личным составом охраны (либо силами сотрудников) оцепление места нахождения подозрительного предмета, оградить и перекрыть доступ сотрудников и других лиц к месту его обнаружения;
- отдать распоряжение о запрещении пользования радио- и мобильной связью вблизи обнаруженного предмета;
- отдать распоряжения сотрудникам о подготовке к эвакуации, выключении электроприборов и электрооборудования, о нераспространении сведений о сложившейся ситуации, соблюдении организованности, не допускать паники и самостоятельных действий персонала;
- проверить выполнение отданных распоряжений;
- обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство, автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных подразделений;
- обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксирование их установочных данных;
- с прибытием оперативной группы МВД доложить ее сотрудникам обстановку и передать управление ее руководителю, далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий, предоставить руководителю группы поэтажный план объекта и указать место нахождения подозрительного предмета;
- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);
- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов и создать им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта (ЧС);
- приступить в случае необходимости к эвакуации сотрудников (согласно имеющимся планам эвакуации), с учетом обхода места обнаружения подозрительного предмета;
- при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, на основных элементах технологического оборудования или вблизи них отдать распоряжение на вывод части или всего технологического оборудования из работы, с последующей эвакуацией дежурной смены объекта;
- получив указание о возможности возвращения на рабочие места, возобновить режим повседневной работы сотрудников;
- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию Михайловского муниципального образования.
2.2. Диспетчер.
С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, - обязан:
- немедленно доложить о происшедшем:
а) руководителю объекта (лицу, его замещающему);
б) в органы внутренних дел;
- оповестить весь руководящий состав объекта или лиц в соответствии с распоряжением руководителя объекта;
- провести экстренную эвакуацию персонала с угрожаемых участков;
- при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, на основных элементах технологического оборудования или вблизи них с разрешения руководителя объекта (старшего диспетчера) отдать распоряжение на вывод части или всего технологического оборудования из работы, с последующей эвакуацией дежурной смены объекта;
- при прибытии групп правоохранительных органов и аварийно-спасательных подразделений действовать по их указаниям.
2.3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, - обязан:
- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- доложить дежурному территориального органа ГУ МЧС РФ по Свердловской области (через ЕДДС-01);
- обеспечить своевременное оповещение персонала;
- отдать распоряжение о принятии экстренных мер по защите персонала объекта (эвакуации), проведении мероприятий по предупреждению возможной ЧС или снижению ущерба в соответствии с планом действий объекта по предупреждению и ликвидации последствий ЧС;
- организовать вывод персонала объекта из зоны возможного поражения;
- оповестить руководителей (начальников) формирований ГО объекта, отдать распоряжения о подготовке формирований к ликвидации возможных последствий взрыва.
2.4. Командиры формирований ГО объекта обязаны.
С получением сигнала оповещения на приведение в готовность объявляют сбор своих формирований и осуществляют их подготовку к действиям по предназначению.
2.5. Персонал объекта обязан:
- при обнаружении подозрительного предмета (получении информации о заложенном взрывном устройстве) немедленно сообщить руководителю подразделения и сотрудникам охраны;
- не нарушать (не трогать, не перемещать, не открывать, не развязывать и т.д.) целостность обнаруженных предметов;
- осмотреть помещение и постараться запомнить приметы посетителей, их поведение, место нахождения;
- принять меры к закрытию и опечатыванию денежных хранилищ, касс и других помещений, где находятся материальные ценности;
- выключить электроприборы, проверить наличие и состояние средств оказания первой медицинской помощи;
- оставаясь на рабочем месте, выполнять указания руководителя;
- подготовиться к эвакуации, прослушав сообщение по сети оповещения об эвакуации (или по распоряжению руководителя), организованно покинуть помещение, соблюдая меры предосторожности.
2.6. Подразделение охраны.
Контролер КПП, постовой (охранник) обязан:
- доложить начальнику смены охраны (караула) и действовать по его указанию.
Начальник смены охраны (караула) обязан:
- доложить об обнаружении предмета:
а) в органы внутренних дел;
б) начальнику подразделения охраны;
в) руководителю объекта;
г) диспетчеру:
- оградить место расположения подозрительного предмета, выставив на безопасном расстоянии (не менее 300 м) пост и перекрыть доступ людей к подозрительному предмету;
- при прибытии сотрудников правоохранительных органов организовать их встречу и сопровождение к месту расположения подозрительного предмета;
- при необходимости организовать охрану эвакуируемых материальных ценностей;
- о ходе работ по опознанию, ликвидации (локализации) подозрительного предмета сотрудниками правоохранительных органов докладывать руководителю объекта, диспетчеру.
Начальник подразделения охраны обязан:
- доложить об обнаружении предмета похожего на взрывное устройство руководителю объекта;
- организовать встречу и сопровождение по территории объекта подразделений правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб;
- оказывать содействие прибывшим сотрудникам правоохранительных органов;
- при необходимости организовать охрану эвакуируемых материальных ценностей;
- о ходе и результатах обезвреживания (ликвидации) взрывного устройства докладывать руководителю объекта, диспетчеру.
3. При получении по телефону сообщения об угрозе минирования объекта (минировании).
3.1. Руководитель:
При получении сообщения (информации) об угрозе минирования объекта лично, обязан:
- при наличии автоматического определителя номера (АОНа) сразу записать определившийся номер телефона в тетрадь;
- при наличии звукозаписывающей аппаратуры извлечь кассету с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Установить на ее место другую;
- при отсутствии АОНа и звукозаписывающей аппаратуры:
а) дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;
б) по ходу разговора отметить пол звонившего и особенности его (ее) речи:
- голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.);
- темп речи (быстрый, медленный);
- произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
- манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
- состояние (спокойное, возбужденное);
в) в ходе разговора обязательно отметить:
- звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, музыка, звук теле- радиоаппаратуры, голоса и др.);
- тип звонка (городской или междугородный);
- зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;
- по возможности в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
а) куда, кому, и по какому телефону звонит этот человек?
б) какие требования он (она) выдвигает?
в) выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?
г) на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
д) как и когда с ним (ней) можно связаться?
е) кому сообщить об этом звонке?
- добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решений или совершения каких - либо действий;
- если возможно, еще в процессе разговора сообщить в правоохранительные органы, а если такой возможности нет - по окончании разговора;
- если есть опасения, что телефон прослушивается преступниками, перезвонить с другого номера телефона;
- проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;
- отдать распоряжение на усиление охраны объектов, поиск подозрительных предметов в предполагаемых местах минирования;
- организовать эвакуацию персонала с угрожаемого участка (места) территории объекта, а при невозможности определения конкретного участка (места) - со всего объекта;
- при реальной угрозе минирования основного технологического оборудования отдать распоряжение на вывод из работы части или всего технологического оборудования;
- с прибытием оперативной группы МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;
- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);
- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов и обеспечить им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта (ЧС);
- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию Михайловского муниципального образования.
3.2. Диспетчер обязан:
Действия диспетчера в нерабочее время аналогичны действиям руководителя объекта, при этом дополнительно им осуществляется комплекс подготовительных мер по выводу из работы основного технологического оборудования.
3.3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, обязан:
- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- по распоряжению руководителя ввести "Режим повышенной готовности";
- провести предварительную оценку обстановки;
- собрать членов КЧС, подготовить данные для работы комиссии;
- отдать распоряжение начальникам (командирам) формирований на приведение их в готовность к применению;
- доложить о проводимых мероприятиях в территориальный орган ГУ МЧС РФ по Свердловской области (через ЕДДС-01).
Командиры формирований ГО объекта:
Руководители (начальники) формирований объявляют сбор своих формирований и осуществляют их подготовку к возможным действиям.
3.4. Подразделение охраны:
Контролер КПП, постовой (охранник) обязан:
- доложить о полученной информации начальнику смены охраны (караула);
- прекратить доступ людей и автотранспорта на объект;
- действовать по указанию начальника смены охраны (караула).
Начальник смены охраны (караула) обязан:
- доложить:
а) в органы внутренних дел;
б) начальнику подразделения охраны;
в) руководителю объекта;
г) диспетчеру;
- поднять смену (караул) "По тревоге ";
- довести полученную информацию до всех постов, прекратить доступ людей и автотранспорта на объект;
- при установлении места минирования организовать его ограждение и охрану (на безопасном расстоянии);
- при прибытии сотрудников правоохранительных органов указать место происшествия, дать краткую оперативную информацию и действовать по их указанию;
- при необходимости организовать охрану эвакуируемых материальных ценностей.
Начальник подразделения охраны обязан:
- организовать встречу и сопровождение по территории объекта подразделений правоохранительных органов.
4. При захвате заложников на объекте.
4.1. Руководитель.
С получением информации о захвате заложников на территории объекта, - обязан:
- сообщить лично или через диспетчера:
а) в органы внутренних дел;
б) в органы прокуратуры;
- при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, от кого поступила информация, требования лиц, захвативших заложников и место их нахождения, типы имеющихся АХОВ и возможные последствия в случае их выброса, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;
- принять меры к пресечению возможной паники, в случае необходимости подготовить эвакуацию сотрудников, посетителей и т.д.;
- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и человеческим жертвам;
- при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
- инициативно не вступать в переговоры с террористами;
- принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных подразделений, автомашин скорой медицинской помощи;
- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);
- с прибытием оперативной группы МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;
- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов и обеспечить им условия для проведения мероприятий;
- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию Михайловского муниципального образования.
4.2. Диспетчер обязан.
Действия диспетчера в нерабочее время аналогичны действиям руководителя объекта, при этом он дополнительно осуществляет комплекс подготовительных мер по выводу из работы основного технологического оборудования.
4.3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, обязан:
- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, состав имеющихся на данный момент аварийных бригад и их состояние;
- обеспечить сбор членов КЧС в безопасном месте;
- приступить к подготовке формирований ГО объекта для ликвидации возможных последствий ЧС, при этом все мероприятия проводить лишь в случае полного исключения возможности наблюдения со стороны преступников.
4.4. Командиры формирований ГО объекта обязаны:
Командиры формирований осуществляют сбор своих формирований в безопасных местах и осуществляют их предварительную подготовку к действиям по ликвидации наиболее вероятных для объекта последствий ЧС.
4.5. Действия сотрудников.
В случае захвата заложников на объекте сотрудники обязаны:
- постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лица, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров, вооружение, средства передвижения и т.д.;
- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
- по своей инициативе не вступать в переговоры с террористами;
- стараться спокойно переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;
- при необходимости выполнять требования нападающих, действовать с максимальной задержкой, но без риска для жизни окружающих и своей собственной;
- на совершение любых действий спрашивать разрешение у преступников;
- при наличии возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим) сообщить сотрудникам правоохранительных органов информацию о складывающейся ситуации и преступниках.
При проведении спецслужбами операции по освобождению от преступников руководитель подразделения и сотрудники обязаны неукоснительно соблюдать следующие требования:
- лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;
- не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступников;
- если есть возможность, держаться подальше от проемов дверей и окон;
- при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови.
4.6. Подразделение охраны.
Контролер КПП, охранник (караульный) обязан:
- при захвате заложников на объекте нажать КТС, выведенную на пульт вневедомственной охраны;
- доложить начальнику караула полученную информацию о захвате заложников на объекте;
- действовать по указанию начальника охраны (караула).
Начальник смены охраны (караула) обязан:
- нажать КТС, выведенную на пульт вневедомственной охраны МВД;
- поднять охрану (караул) "По тревоге";
- доложить:
а) руководителю объекта;
б) в органы внутренних дел;
в) начальнику подразделения охраны;
г) диспетчеру;
- довести полученную информацию до всех постов;
- прекратить доступ людей и автотранспорта на охраняемый объект;
- организовать встречу и сопровождение сотрудников правоохранительных органов к месту удержания заложников;
- о ходе работ по освобождению заложников докладывать руководителю объекта и начальнику подразделения охраны.
Начальник подразделения охраны обязан:
- организовать встречу и сопровождение по территории объекта подразделений правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб;
- доложить о чрезвычайной ситуации руководителю объекта;
- доложить о ходе и результатах мероприятий по освобождению заложников руководителю объекта, руководству подразделения охраны.
5. При совершении на объекте террористического акта (взрыв, поджог и т.д.) или другой крупной ЧС.
5.1. Руководитель обязан:
- оценить обстановку;
- обеспечить своевременное оповещение персонала (согласно схемы оповещения);
- лично или через диспетчера сообщить:
а) в органы внутренних дел;
в) в органы прокуратуры:
- при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, характер происшествия, типы имеющихся АХОВ и возможные последствия в случае их выброса, другие детали, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;
- с прибытием оперативной группы доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;
- отдать распоряжения о подготовке помещения или места для работы штаба контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции (паспорт антитеррористической защищенности объекта, паспорт безопасности и т.д.);
- организовать встречу спецподразделений правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб и обеспечить им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта (ЧС);
- организовать разведку очага поражения, сбор и анализ информации, принять решение на ликвидацию последствий ЧС;
- при необходимости организовать безаварийную остановку производства;
- организовать наблюдение за состоянием окружающей среды и источниками опасности;
- поставить задачу командирам формирований ГО на обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организовать выдвижение сил и средств к месту аварии (ЧС) на территории объекта;
- организовать оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения, вывод персонала в безопасные места;
- обеспечить контроль замерами безопасности при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечить непрерывное управление мероприятиями ГО;
- доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию Михайловского муниципального образования.
5.2. Диспетчер.
С получением сигнала (информации) о возникновении ЧС, - обязан:
- доложить руководителю объекта и оповестить руководящий состав (согласно схеме оповещения);
- организовать безаварийную остановку производства;
- принять все меры по оповещению и укрытию персонала объекта;
- организовать разведку очага (объекта) поражения (аварии, разрушения и т.д.), оценить обстановку, привести в готовность имеющиеся силы для аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- отдать распоряжения по принятию мер к спасению раненых и пораженных, оказанию первой медицинской помощи;
- сообщить:
а) в ГУ МЧС РФ по Свердловской области (через ЕДДС-01);
б) в органы внутренних дел:
- организовать выдвижение сип и средств к месту аварии или катастрофы на территории объекта.
5.3. Работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
С получением сигнала (информации) о возникновении ЧС, - обязан:
- доложить о прибытии руководителю объекта и уточнить у него задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечить немедленное доведение сигнала о возникновении ЧС до руководящего состава, рабочих и служащих, обеспечить сбор членов КЧС;
- ввести режим ЧС на объекте, выполнить мероприятия по обеспечению действий сил и средств объектового звена ЧС;
- организовать сбор данных об обстановке от формирований разведки их анализ и обобщение;
- принять экстренные меры по защите персонала объекта;
- осуществлять контроль выполнения Плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС объекта;
- принять участие в работе КЧС, своевременно доводить распоряжения председателя КЧС и вышестоящих органов до исполнителей.
5.4. Командиры формирований ГО объекта.
С получением сигнала на приведение в готовность сил для ликвидации последствий ЧС, - обязаны:
- прибыть в места сбора;
- организовать подготовку техники, инструмента, средств механизации и защиты к применению;
- уточнить задачу, оповестить жителей жилого сектора прилегающего к объекту;
- осуществлять мероприятия по укрытию персонала, выдаче средств индивидуальной защиты, приборов радиационного и химического контроля на рабочих местах и в защитных сооружениях из запасов объекта;
- организовать сбор данных об обстановке, сложившейся на объекте;
- произвести доукомплектование сохранившихся формирований ГО объекта с последующим проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- осуществлять постоянное наращивание сил и средств, привлеченных для ведения АСиДНР, за счет сил объекта и прибывающих подразделений муниципального образования;
- осуществлять меры по поддержанию и восстановлению работоспособности формирований ГО.
5.5. Подразделение охраны.
Контролер, охранник (караульный) обязан:
- доложить начальнику охраны (караула) и действовать по его указанию.
Начальник смены охраны (караула) обязан:
- нажать КТС, выведенную на ПЦО вневедомственной охраны;
- поднять караул "По тревоге";
- доложить диспетчеру, выяснить у него предполагаемые последствия случившегося и их влияние на людей, необходимые средства защиты;
- усилить охрану с учетом обстановки;
- доложить:
а) начальнику подразделения охраны;
б) в территориальный орган ГУ МЧС по Свердловской области (через ЕДДС-01);
в) в органы внутренних дел;
- прекратить доступ людей и автотранспорта на территорию объекта;
- при прибытии сотрудников правоохранительных органов доложить им краткую оперативную обстановку и действовать по их указанию.
Начальник подразделения охраны обязан:
- принять доклад от начальника смены охраны (караула);
- доложить руководителю объекта;
- уточнить у председателя КЧС обстановку и дать указания начальнику смены охраны (караула);
- организовать встречу и сопровождение по территории объекта подразделений правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб;
- по прибытии сотрудников правоохранительных органов доложить им оперативную обстановку и действовать по их указаниям;
- о ходе и результатах мероприятий по ликвидации последствий (локализации) чрезвычайной ситуации докладывать руководству объекта.