ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ «О ВОСПРИЯТИИ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В МИХАЙЛОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
«О ВОСПРИЯТИИ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ
В МИХАЙЛОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 3.11.2010 № 970 – УГ «О социологическом опросе уровня восприятия коррупции в Свердловской области», на основании постановления Администрации Михайловского муниципального образования от 18.10.2013 года № 178 «О проведении ежегодного социологического опроса уровня восприятия коррупции в Михайловском муниципальном образовании», распоряжения Администрации Михайловского муниципального образования от 20.09.2017 № 570 «О проведении ежегодного социологического опроса уровня восприятия коррупции в Михайловском муниципальном образовании» в период с 05 по 20 октября 2017 года проведен опрос граждан Михайловского муниципального образования по уровню восприятия коррупции в Михайловском муниципальном образовании, собраны данные для расчета индекса восприятия бытовой, деловой, внутренней коррупции, общего индекса восприятия коррупции.
Задачи исследования:
1.Выявление представлений жителей Михайловского муниципального образования о проявлениях коррупционной деятельности в органах власти и местного самоуправления на территории муниципального образования.
2.Оценка реального состояния коррупционной деятельности представителей власти и органов местного самоуправления на территории Михайловского муниципального образования.
3.Оценка масштабов (распространенности) и степени проявлений коррупции в различных органах власти и органах местного самоуправления на территории Михайловского муниципального образования.
4.Оценка уровня общественного антикоррупционного потенциала.
5.Оценка общественного мнения относительно социальных, экономических, политических проявлений коррупции.
6.Выявление степени доверия к органам государственной власти и органам местного самоуправления на территории Михайловского муниципального образования и уровня социального ожидания в рамках противодействия и борьбы с проявлениями коррупционной деятельности.
Методика исследования.
Опрос проводился анонимно, в виде анкетирования Администрацией Михайловского муниципального образования. Опрос работников бюджетной сферы проводился руководителями муниципальных учреждений и предприятий. Опрос сотрудников органов местного самоуправления Михайловского муниципального образования, муниципальных учреждений культуры, спорта и МУПов был нацелен на изучение внутренней коррупции, а также на учет мнения сотрудников данных органов относительно необходимости и возможностей противодействия коррупции в муниципальном образовании;
опрос предпринимателей, был нацелен на изучение деловой коррупции, а также на учет мнения предпринимателей о состоянии коррупции в муниципальном образовании и о наиболее приемлемых мероприятиях по борьбе с ней;
опрос граждан, был нацелен на изучение бытовой коррупции, а также мнения граждан о состоянии коррупции в муниципальном образовании и о наиболее приемлемых мероприятиях по борьбе с ней.
Информация по проведению опроса была размещена на сайте Михайловского муниципального образования.
Результаты опроса сотрудников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений культуры, спорта и МУПов.
В проведении опроса принимали участие сотрудники органов местного самоуправления Михайловского муниципального образования– 13 чел., сотрудники учреждений культуры –78 чел., сотрудники учреждений спорта – 24 чел., сотрудники МУПов – 2 чел.,предприниматели-15 человек.
Проанализировав ответы по качественным показателям, большинством опрошенных был отмечен факт большей части действий регламентирована деятельность сотрудников органов и муниципальных учреждений как руководящего состава, руководителей среднего звена, так и рядовых сотрудников.
По ответам опрошенных, взаимодействие с гражданами и организациями осуществляется в основном путем:
- по телефону (ежедневно – 27 человек, раз в неделю – 16 человек, раз месяц -1 человек, раз в квартал- 0 человек, раз в полугодие -5 человек и раз в год – 1 человек),
- используя Интернет (ежедневно – 41 человек, раз в неделю – 19 человек, раз месяц -4 человека, раз в квартал- 1 человек, раз в полугодие -0 человека и раз в год – 0 человек),
- письменно (ежедневно – 5 человек, раз в неделю – 7 человек, раз месяц -27человек, раз в квартал- 6 человек, раз в полугодие -6 человек и раз в год – 0 человек),
На вопрос « Существует ли в Ваших органах местного самоуправления проблема коррупции?» - 84 человека ответили «нет», 3 человека ответил «да» и 30 человек «затрудняются ответить».
По уровню дохода, основная часть опрошенных (50 человек) отметили, что «денег хватает на продукты и одежду, но покупка крупной бытовой техники является для нас затруднительной», 60 человек отметили критерий «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения» и 7 человека отметили критерий «можем без труда приобретать крупную бытовую технику, но покупка нового легкового автомобиля была бы затруднительной», 0 человек отметили критерий «денег не хватает даже на продукты, "едва сводим концы с концами"».
денег не хватает даже на продукты, "едва сводим концы с концами"
на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения
50
денег хватает на продукты и одежду, но покупка крупной бытовой техники является для нас затруднительной
60
можем без труда приобретать крупную бытовую технику, но покупка нового легкового автомобиля была бы затруднительной
7
хватает доходов на новый легковой автомобиль, однако покупка квартиры или дома (иной недвижимости) является для нас затруднительной
материальных затруднений не испытываем; при необходимости можем купить квартиру, дом (иную недвижимость)
Итак, по мнению респондентов основная причина коррупции:
1. недостаточный контроль за чиновниками;
2. свобода в принятии решений чиновниками;
3.строгость наказания за коррупцию недостаточна;
Коррупция ассоциируется в сознании респондентов с подарком и дачей денежных взяток и реже - с услугой.
В опросе по уровню восприятия бытовой коррупции приняло участие 98 граждан, проживающих на территории Михайловского муниципального образования.
Анализ количественных показателей
По информации респондентов, 13 процентов (13 человек) из числа опрошенных оказывались в коррупционной ситуации или оказывались в ситуации, когда понимали, что вопрос (проблему) можно решить только с помощью взятки, подарка, за определенную услугу.
Коррупционные сделки, по мнению респондентов в основном происходят потому что «так принято» - 3 человека и по инициативе «чиновников» -13 человек.
Количество коррупционных ситуаций
учреждения здравоохранения
2
Дошкольные учреждения
1
организации, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства
1
Налоговые органы
Органы внутренних дел
государственная инспекия безопасности дорожного движения
Коммерческие организации
2
Эффективность антикорупционных мер
Эффективность мер
Низкая
Ниже среднего
Средняя
Выше среднего
Высокая
Затрудняюсь ответить
в федеральных органах власти
14
2
5
14
63
в областных органах власти
14
2
5
63
в местных органах
2
2
12
4
64
На вопрос: "При каких ситуациях, на Ваш взгляд, наиболее часто совершаются коррупционные правонарушения?"
нарушение правил дорожного движения
17
прохождение технического осмотра транспортного средства
2
сдача экзамена на право управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения
4
сдача экзамена на соответствие профессии
3
сдача экзамена в высшем учебном заведении
2
проведение хирургической операции
1
выдача больничного листа по необходимости
8
прием врача
5
заготовка и вывоз леса
5
приобретение земельного участка
оформление документов различного назначения в государственных или муниципальных органах
призыв на военную службу
2
прохождение медицинской комиссии
3
задержание сотрудниками полиции
проверка со стороны налоговых органов
рассмотрение дел в суде
3
регистрация права собственности на недвижимость
другое (указать, когда именно)
Ответ на вопрос: "Какие из перечисленных ниже мер в наибольшей степени способны повлиять на снижение коррупции в Свердловской области" :
Ужесточение наказания за коррупцию -29 ответов
Создание МФЦ ( 5 ответов).
2.Усиление контроля за действиями сотрудников органов власти, их доходами, доходами членов их семей- 16 ответов..
3.Четкая регламентация административных процедур-2 ответов .
4.Создание специального государственного органа по борьбе с коррупцией- 3 ответа, контроль за расходами чиновников , членов их семей – 6 ответов.
5.Усиление контроля за "теневыми" доходами и расходами граждан - 0 ответов.
В опросе по уровню восприятия деловой коррупции приняло участие 15 руководителей предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- хозяйствующие субъекты без образования юридического лица (11);
- коммерческие организации (ООО, ЗАО, ОАО) (4);
- некоммерческие организации (0).
Основной вид деятельности хозяйствующих субъектов – розничная торговля – 10, добыча полезных ископаемых-1, производство потребительских товаров-2 и услуги населению-2.
По численности работников, занятых в бизнесе, часть опрошенных предпринимателей отметили категорию «от 1 до 10 человек» - 53%, «от 10 до 50 человек»-20%
В основном респонденты, участвующие в опросе, отметили взаимодействие с федеральными государственными органами и учреждениями - с налоговыми органами, органами противопожарного надзора. С муниципальными учреждениями- Администрацией Михайловского МО и Думой Михайловского МО, по вопросу предоставления земельных участков, организацией предпринимательской деятельности и иным вопросам.
Анализ количественных показателей
По результатам оценки охвата коррупции 100 % опрошенных предпринимателей отметили, что не попадали в коррупционную ситуацию и не оказывались в ситуации, когда понимали, что вопрос (проблему) можно решить только с помощью взятки, подарка, за определенную услугу. Случаи неформального решения вопросов (за определенное вознаграждение, услугу) 100 % опрошенных неизвестны.
Средний размер коррупционной сделки опрашиваемыми отмечен не был.
Также 100% предпринимателей отметили отсутствие размера среднегодового размера коррупционных сделок с распределением по государственным и муниципальным органам.
Проведенное социологическое исследование позволяет сделать вывод, что проблема коррупции – это по большей части проблема массового сознания. При этом негативные последствия коррупции нельзя недооценивать, поэтому в Администрации Михайловского муниципального образования на постоянной основе проводится работа по организации антикоррупционного образования муниципальных служащих, в том числе по вопросам этики муниципальной службы предотвращения конфликта интересов, соблюдения служебного поведения.
В течение 2017 года активно велась антикоррупционная пропаганда. Обеспечивается доступ граждан к информации о деятельности органов власти путем размещения актуальных данных на официальном сайте муниципального образования.
Предложения по ликвидации (нейтрализации) коррупционных рисков:
1) Необходимо продолжать работу по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению посредством СМИ (в том числе информирование о телефонах «горячей линии» и контактных данных лиц, которым можно подать жалобу по фактам коррупции).
2) Проводить семинары, совещания, посвященные формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
3) Проводить занятия с работниками ОМСУ, организаций и учреждений с тематикой об ответственности граждан и должностных лиц при наступлении случаев отнесенных к категории правонарушений относящихся к коррупционным.
4) Осуществлять размещение в общедоступных местах (органы власти, подведомственные учреждения и организации, общественный транспорт) в 2017 году плакатов «Стоп коррупция» с размещенной на них информацией с телефонами «горячей линии противодействия коррупции».