ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ «О ВОСПРИЯТИИ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В МИХАЙЛОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ «О ВОСПРИЯТИИ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В МИХАЙЛОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 3.11.2010 № 970 – УГ «О социологическом опросе уровня восприятия коррупции в Свердловской области», на основании постановления Администрации Михайловского муниципального образования от 18.10.2013 года № 178 «О проведении ежегодного социологического опроса уровня восприятия коррупции в Михайловском муниципальном образовании», распоряжения Администрации Михайловского муниципального образования от 27.09.2016 № 631 «О проведении ежегодного социологического опроса уровня восприятия коррупции в Михайловском муниципальном образовании» в период с 01 по 15 октября 2016 года проведен опрос граждан Михайловского муниципального образования по уровню восприятия коррупции в Михайловском муниципальном образовании, собраны данные для расчета индекса восприятия бытовой, деловой, внутренней коррупции, общего индекса восприятия коррупции. Задачи исследования: 1.Выявление представлений жителей Михайловского муниципального образования о проявлениях коррупционной деятельности в органах власти и местного самоуправления на территории муниципального образования. 2.Оценка реального состояния коррупционной деятельности представителей власти и органов местного самоуправления на территории Михайловского муниципального образования. 3.Оценка масштабов (распространенности) и степени проявлений коррупции в различных органах власти и органах местного самоуправления на территории Михайловского муниципального образования. 4.Оценка уровня общественного антикоррупционного потенциала. 5.Оценка общественного мнения относительно социальных, экономических, политических проявлений коррупции. 6.Выявление степени доверия к органам государственной власти и органам местного самоуправления на территории Михайловского муниципального образования и уровня социального ожидания в рамках противодействия и борьбы с проявлениями коррупционной деятельности. Методика исследования. Опрос проводился анонимно, в виде анкетирования Администрацией Михайловского муниципального образования. Опрос работников бюджетной сферы проводился руководителями муниципальных учреждений и предприятий. Опрос сотрудников органов местного самоуправления Михайловского муниципального образования, муниципальных учреждений культуры, спорта и МУПов был нацелен на изучение внутренней коррупции, а также на учет мнения сотрудников данных органов относительно необходимости и возможностей противодействия коррупции в муниципальном образовании; опрос предпринимателей, был нацелен на изучение деловой коррупции, а также на учет мнения предпринимателей о состоянии коррупции в муниципальном образовании и о наиболее приемлемых мероприятиях по борьбе с ней; опрос граждан, был нацелен на изучение бытовой коррупции, а также мнения граждан о состоянии коррупции в муниципальном образовании и о наиболее приемлемых мероприятиях по борьбе с ней. Информация по проведению опроса была размещена на сайте Михайловского муниципального образования.
Результаты опроса сотрудников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений культуры, спорта и МУПов.
В проведении опроса принимали участие сотрудники органов местного самоуправления Михайловского муниципального образования– 14 чел., сотрудники учреждений культуры –48 чел., сотрудники учреждений спорта – 23 чел., сотрудники МУПов – 5 чел., предприниматели-15 человек. Проанализировав ответы по качественным показателям, большинством опрошенных был отмечен факт большей части действий регламентирована деятельность сотрудников органов и муниципальных учреждений как руководящего состава, руководителей среднего звена, так и рядовых сотрудников. По ответам опрошенных, взаимодействие с гражданами и организациями осуществляется в основном путем: - по телефону (ежедневно – 20 человек, раз в неделю – 11 человек, раз месяц -1 человек, раз в квартал- 6 человек, раз в полугодие -10 человек и раз в год – 7 человек), - используя Интернет (ежедневно – 30 человек, раз в неделю – 12 человек, раз месяц -2 человека, раз в квартал- 2 человека, раз в полугодие -3 человека и раз в год – 5 человек), - письменно (ежедневно – 1 человек, раз в неделю – 3 человека, раз месяц -24 человека, раз в квартал- 3 человека, раз в полугодие -0 человека и раз в год – 6 человек),
На вопрос « Существует ли в Ваших органах местного самоуправления проблема коррупции?» - 55 человек ответили «нет», 5 человек ответил «да» и 25 человек «затрудняются ответить». По уровню дохода, основная часть опрошенных (49 человек) отметили, что «денег хватает на продукты и одежду, но покупка крупной бытовой техники является для нас затруднительной», 35 человек отметили критерий «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения» и 2 человека отметили критерий «можем без труда приобретать крупную бытовую технику, но покупка нового легкового автомобиля была бы затруднительной», 3 человека отметили критерий «денег не хватает даже на продукты, "едва сводим концы с концами"».
денег не хватает даже на продукты, "едва сводим концы с концами"
3
на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения
35
денег хватает на продукты и одежду, но покупка крупной бытовой техники является для нас затруднительной
49
можем без труда приобретать крупную бытовую технику, но покупка нового легкового автомобиля была бы затруднительной
2
хватает доходов на новый легковой автомобиль, однако покупка квартиры или дома (иной недвижимости) является для нас затруднительной
материальных затруднений не испытываем; при необходимости можем купить квартиру, дом (иную недвижимость)
Итак, по мнению респондентов основная причина коррупции: 1. недостаточный контроль за чиновниками; 2. свобода в принятии решений чиновниками; 3.строгость наказания за коррупцию недостаточна; Коррупция ассоциируется в сознании респондентов с подарком и дачей денежных взяток и реже - с услугой. В опросе по уровню восприятия бытовой коррупции приняло участие 97 граждан, проживающих на территории Михайловского муниципального образования. Анализ количественных показателей По информации респондентов, 21 процента (21 человек) из числа опрошенных оказывались в коррупционной ситуации или оказывались в ситуации, когда понимали, что вопрос (проблему) можно решить только с помощью взятки, подарка, за определенную услугу. Коррупционные сделки, по мнению респондентов в основном происходят потому что «так принято» - 45 человек и по инициативе «чиновников» -14 человек.
Количество коррупционных ситуаций
учреждения здравоохранения
9
Дошкольные учреждения
2
организации, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства
2
Налоговые органы
3
Органы внутренних дел
2
государственная инспекия безопасности дорожного движения
9
Коммерческие организации
4
Эффективность антикорупционных мер
Эффективность мер
Низкая
Ниже среднего
Средняя
Выше среднего
Высокая
Затрудняюсь ответить
в федеральных органах власти
6
4
23
1
20
в областных органах власти
4
8
22
1
18
в местных органах
7
25
1
45
На вопрос: "При каких ситуациях, на Ваш взгляд, наиболее часто совершаются коррупционные правонарушения?"
нарушение правил дорожного движения
34
прохождение технического осмотра транспортного средства
8
сдача экзамена на право управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения
11
сдача экзамена на соответствие профессии
5
сдача экзамена в высшем учебном заведении
6
проведение хирургической операции
6
выдача больничного листа по необходимости
4
прием врача
2
заготовка и вывоз леса
10
приобретение земельного участка
5
оформление документов различного назначения в государственных или муниципальных органах
призыв на военную службу
5
прохождение медицинской комиссии
1
задержание сотрудниками полиции
3
проверка со стороны налоговых органов
3
рассмотрение дел в суде
3
регистрация права собственности на недвижимость
2
другое (указать, когда именно)
-
Ответ на вопрос: "Какие из перечисленных ниже мер в наибольшей степени способны повлиять на снижение коррупции в Свердловской области" :
Ужесточение наказания за коррупцию -26 ответов
Создание МФЦ ( 20 ответов).
2.Усиление контроля за действиями сотрудников органов власти, их доходами, доходами членов их семей- 19 ответов.. 3.Четкая регламентация административных процедур-16 ответов . 4.Создание специального государственного органа по борьбе с коррупцией- 15 ответов, контроль за расходами чиновников, членов их семей – 13 ответов. 5.Усиление контроля за "теневыми" доходами и расходами граждан - 10 ответов.
В опросе по уровню восприятия деловой коррупции приняло участие 15 руководителей предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, в том числе: - хозяйствующие субъекты без образования юридического лица (11); - коммерческие организации (ООО, ЗАО, ОАО) (4); - некоммерческие организации (0). Основной вид деятельности хозяйствующих субъектов – розничная торговля – 10, добыча полезных ископаемых-1, производство потребительских товаров-2 и услуги населению-2. По численности работников, занятых в бизнесе, часть опрошенных предпринимателей отметили категорию «от 1 до 10 человек» - 53%, «от 10 до 50 человек»-20% В основном респонденты, участвующие в опросе, отметили взаимодействие с федеральными государственными органами и учреждениями - с налоговыми органами, органами противопожарного надзора. С муниципальными учреждениями- Администрацией Михайловского МО и Думой Михайловского МО, по вопросу предоставления земельных участков, организацией предпринимательской деятельности и иным вопросам.
Анализ количественных показателей
По результатам оценки охвата коррупции 100 % опрошенных предпринимателей отметили, что не попадали в коррупционную ситуацию и не оказывались в ситуации, когда понимали, что вопрос (проблему) можно решить только с помощью взятки, подарка, за определенную услугу. Случаи неформального решения вопросов (за определенное вознаграждение, услугу) 100 % опрошенных неизвестны. Средний размер коррупционной сделки опрашиваемыми отмечен не был. Также 100% предпринимателей отметили отсутствие размера среднегодового размера коррупционных сделок с распределением по государственным и муниципальным органам. Проведенное социологическое исследование позволяет сделать вывод, что проблема коррупции – это по большей части проблема массового сознания. При этом негативные последствия коррупции нельзя недооценивать, поэтому в Администрации Михайловского муниципального образования на постоянной основе проводится работа по организации антикоррупционного образования муниципальных служащих, в том числе по вопросам этики муниципальной службы предотвращения конфликта интересов, соблюдения служебного поведения. В течение 2016 года активно велась антикоррупционная пропаганда. Обеспечивается доступ граждан к информации о деятельности органов власти путем размещения актуальных данных на официальном сайте муниципального образования. Предложения по ликвидации (нейтрализации) коррупционных рисков: 1) Необходимо продолжать работу по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению посредством СМИ (в том числе информирование о телефонах «горячей линии» и контактных данных лиц, которым можно подать жалобу по фактам коррупции). 2) Проводить семинары, совещания, посвященные формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. 3) Проводить занятия с работниками ОМСУ, организаций и учреждений с тематикой об ответственности граждан и должностных лиц при наступлении случаев отнесенных к категории правонарушений относящихся к коррупционным. 4) Осуществлять размещение в общедоступных местах (органы власти, подведомственные учреждения и организации, общественный транспорт) в 2016 году плакатов «Стоп коррупция» с размещенной на них информацией с телефонами «горячей линии противодействия коррупции».
Глава Михайловского муниципального образования М.В.Петухов