Президент России Правительство России Сервер органов государственной власти Российской Федерации Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Госуслуги


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы в государственных органах Свердловской области по приему, хранению и реализации подарков, полученных государственными гражданскими служащими Свердловской области

                    МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации работы в государственных органах Свердловской области по приему, хранению и реализации подарков, полученных государственными гражданскими служащими Свердловской области

18 января 2014 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10, которым утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее – Типовое положение).
В целях определения единого подхода в Свердловской области Указом Губернатора Свердловской области от 05.03.2014 № 122-УГ утвержден порядок сообщения лицами, замещающими государственные должности Свердловской области, государственными гражданскими служащими Свердловской области о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации
(далее – Порядок).
Согласно Порядку лица, замещающие:
- государственные должности Свердловской области и должности государственной гражданской службы Свердловской области, назначение на которые осуществляет Губернатор Свердловской области,
- должности государственной гражданской службы Свердловской области в Администрации Губернатора Свердловской области и Правительстве Свердловской области,
уведомляют о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей Управление делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области и сдают в указанный орган полученные подарки.
Иные лица, замещающие государственные должности Свердловской области, государственные гражданские служащие Свердловской области обязаны уведомлять о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей государственный орган Свердловской области, в котором указанные лица замещают должности, в него же и сдают подарки.
Руководствуясь положениями Порядка, каждый государственный орган Свердловской области утверждает своим нормативным правовым актом свой внутренний порядок подачи уведомления государственными гражданскими служащими Свердловской области (далее – служащие) о получении подарка, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, а также необходимые формы: уведомление о получении подарка, акт приема-передачи, акт возврата, журнал регистрации уведомлений. Каждому органу следует своим правовым актом определить лиц, ответственных за прием уведомлений, прием и хранение подарков (может быть в одном лице) (далее – ответственное лицо).
На основании пунктов 7 - 9 Порядка уведомление о получении подарка должно быть представлено не позднее трех рабочих дней со дня получения подарка ответственному лицу. К уведомлению необходимо приложить документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Форма уведомления приведена в Приложении к Порядку, аналогичную форму следует утвердить в правовом акте органа. Данное уведомление составляется в двух экземплярах, один из которых возвращается лицу, представившему уведомление, с отметкой о регистрации, а другой – направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного органа, образованную согласно законодательству о бухгалтерском учете.
Если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее трех рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки.
При невозможности подачи уведомления в установленные сроки
(не позднее трех рабочих дней со дня получения подарка либо не позднее трех рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки) по причине, не зависящей от служащего, уведомление представляется не позднее следующего дня после ее устранения.
Если стоимость подарка превышает 3000 рублей и это подтверждается документами либо если служащему неизвестна стоимость подарка, то подарок сдается ответственному лицу, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации. Форма акта приема-передачи также приведена в Приложении к Порядку.
Подарок, полученный лицом, замещающим государственную должность Свердловской области, независимо от своей стоимости подлежит передаче на хранение.

! До передачи подарка по акту приема-передачи ответственность согласно законодательству Российской Федерации за утрату или повреждение подарка несет лицо, получившее подарок (пункт 12 Указа Порядка).
Пунктом 13 Порядка установлено, что для принятия к бухгалтерскому учету подарка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определение его стоимости проводится на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости комиссии по поступлению и выбытию активов (далее – комиссия).

! Следует заметить, что оценка стоимости подарка осуществляется комиссией только в целях принятия его к бухгалтерскому учету. Также указанной оценки достаточно, если комиссия примет решения о том, что подарок стоит менее 3000 рублей и подлежит возврату получившему его служащему.
В целях выкупа подарка служащим и его реализации государственным органом оценка его стоимости производится субъектами оценочной деятельности.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), в целях обеспечения своевременной приемки и выбытия основных средств, нематериальных активов и списания материальных запасов и действует на постоянной основе.
Состав и положение о комиссии утверждается правовым актом органа, в котором она создается.
В своей деятельности комиссия руководствуется следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002
№ 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;
- Инструкцией № 157н (указанной выше);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010
№ 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
- приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»;
- общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 359;
- постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»;
- постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1589-ПП «Об утверждении положения о списании государственного имущества Свердловской области»;
- иными нормативными правовыми актами.
Для примера приведем Приказ Управления делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области от 15.07.2013 № 85 «О создании комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов Управления делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области». Комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее – комиссия) возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.
Комиссия проводит заседания по мере необходимости. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов.
Срок рассмотрения комиссией представленных ей на рассмотрение документов не должен превышать 14 дней.
Назначением работы комиссии является принятие коллегиальных решений, в частности, об определении стоимости нефинансовых активов в целях их принятия к бухгалтерскому учету.
Комиссия для решения возложенных задач вправе:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию и материалы от структурных подразделений государственного органа, в котором создана;
- приглашать на свои заседания должностных лиц, экспертов, представителей организаций;
- при необходимости привлекать экспертов для оценки первоначальной стоимости и текущей рыночной стоимости нефинансовых активов. Эксперты представляют в комиссию свои экспертные заключения по вопросам, поставленным перед ними комиссией. Мнение эксперта, изложенное в экспертном заключении, носит рекомендательный характер.
Первичным документом, на основании которого подарок принимается к бюджетному учету является акт приема-передачи подарка.
Решение комиссии о стоимости подарка принимается в соответствии с пунктами 23-25 Инструкции № 157н.
При наличии документов, подтверждающих сумму фактических вложений дарителя в приобретение, сооружение или изготовление (создание) подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка), указанная сумма с учетом НДС признается первоначальной (фактической) стоимостью подарка, по которой он принимается к бухгалтерскому учету.
В случае, если соответствующие документы отсутствуют или подаренный объект впервые вовлекается в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью его признается текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в органе на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Решение комиссии указывается в протоколе, который подписывается председателем и членами комиссии. Протокол заседания комиссии утверждается руководителем государственного органа.
Согласно пункту 335 Инструкции № 157н для учета полученных в дар материальных ценностей, принятых органом на хранение до момента обращения их в собственность государства и передачи указанного имущества органу, осуществляющему в его отношении полномочия собственника, предназначен забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
Напомним, что в данном пункте сказано: аналитический учет материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, ведется по стоимости, указанной в документе передающей стороной (служащим), а в случае одностороннего оформления акта органом или при отсутствии документов, подтверждающих стоимость подарка – в условной оценке «один объект - 1 руб.».
Учет на забалансовом счете 02 целесообразен только до выкупа ценного подарка служащим или его реализации.
Служащий, сдавший подарок, может его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) (иного лица, в случае если это предусмотрено Порядком) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.
Государственный орган в течение трех месяцев со дня поступления такого заявления организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа.
Пример 1. Служащим министерства во время протокольного мероприятия, проводимого 30 января 2014 года, получен ценный подарок в виде статуэтки. Документы, подтверждающие стоимость отсутствуют. В соответствии с принятыми правилами произведена его передача на основании акта приема-передачи в орган, в котором замещает должность служащий.
Финансовым отделом органа ценный подарок поставлен на забалансовый счет в условной оценке «один предмет - 1 руб.». 03 февраля 2014 года независимый эксперт произвел оценку статуэтки, согласно которой ее рыночная стоимость составила 25 500 руб. Статуэтка была выкуплена служащим, а денежные средства - перечислены им в доход бюджета.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи (п. 78 Инструкции N 162н):
Дебет счета 1 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит счета 1 401 10 180 "Прочие доходы".

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Январь 2014 г.

Поставлен на забалансовый учет ценный подарок в условной оценке "один предмет - 1 руб."

02

 

1

Февраль 2014 г.

Списан с забалансового учета ценный подарок в связи с его выкупом госслужащим

 

02

1

Отражен доход от реализации имущества по его рыночной стоимости

1 205 81 560

1 401 10 180

25 500

Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет в порядке, установленном НК РФ

1 401 20 290

1 303 04 730

4590

Перечислен в доход бюджета НДС

1 303 04 830

1 304 05 290

4590

Перечислены денежные средства служащим в доход бюджета

1 210 02 180

1 205 81 660

30 090

В случае отказа служащего от выкупа либо при невозможности реализовать подарок другим покупателям руководителем государственного органа принимается решение о реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо об уничтожении подарка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пример 2.
Госслужащий отказался выкупать подарок, статуэтка была передана в благотворительную организацию в этом же месяце .
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Январь 2014 г.

Поставлен на забалансовый учет ценный подарок в условной оценке "один предмет - 1 руб."

02

 

1

Февраль 2014 г.

Списан с забалансового учета ценный подарок в связи с отказом госслужащего от его выкупа и поставлен на балансовый учет в государственном органе

 

02

1

Поставлен на балансовый учет ценный подарок в виде статуэтки

1 101 38 310

1 401 10 180

25 500

Передана безвозмездно статуэтка в благотворительную организацию

1 401 20 242

1 101 38 410

25 500

Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет в порядке, установленном НК РФ
(25 500 руб. x 18%)

1 401 20 290

1 303 04 730

4590

В случае, если служащим не подано заявление о выкупе подарка, использование подарка государственным органом нецелесообразно, руководителем государственного органа принимается решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации, осуществляемой посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Для организации торгов можно заключить соответствующий договор со сторонней организацией.
Денежные средства, полученные государственным органом от реализации подарка посредством проведения торгов, также подлежат принятию на балансовый учет и перечислению в соответствующий бюджет.
НДФЛ. Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) за пределами Российской Федерации. При этом не подлежит налогообложению доход в виде подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, если их стоимость не превышает 4000 руб. за налоговый период (пункт 28 статьи 217 НК РФ).
Статьей 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Однако подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает 3000 рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Таким образом, при получении названными выше лицами подарка, признаваемого в соответствии с законодательством федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаваемого по акту в орган, в котором поименованное лицо замещает должность, дохода, подлежащего налогообложению, не возникает.
Данные разъяснения представлены в Письмах Минфина России от 03.12.2009 № 03-04-06-01/310, от 13.03.2009 № 01-02-01/03-504.
Тем не менее, следует учитывать, что если служащий в течение года получает несколько подарков, стоимостью менее 3000 рублей, при этом их общая стоимость за год превысит 4000 рублей, у служащего возникает обязанность уплатить НДФЛ.
НДС. Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе. При этом объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
Налоговая база по НДС определяется как рыночная стоимость подарка (без НДС). Причем налоговая ставка будет равна 18% (пункт 1 статьи 154, пункт 3 статьи 164 НК РФ).
Налог на прибыль организаций. В силу пункта 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях определения налога на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 НК РФ).
Из приведенных положений НК РФ следует, что полученная от служащего плата за выкупаемый им подарок является доходом в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к бюджетному учету.

В силу п. 1 ст. 39 НК РФ передача на возмездной основе права собственности на товары признается реализацией товаров организацией, а согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров является объектом обложения НДС независимо от формы оплаты

Нестеров С.Е. Сообщение отдельными категориями служащих о получении подарков: знакомимся с новым Типовым положением // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 2. С. 25 - 35.

Материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции N 157н).

В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе на территории РФ признаются реализацией товаров (работ, услуг) и, соответственно, объектом обложения НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Вместе с тем не облагаются НДС услуги по передаче некоммерческим организациям в безвозмездное пользование для ведения ими уставной деятельности государственного или муниципального имущества, которое не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет государственную казну РФ, субъекта РФ или муниципальную казну (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Соболева Е. Получение подарков отдельными категориями служащих // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 3. С. 42 - 50.